20506 залов и секций в 78 городах по 189 видам спорта
Ваш город: Новосибирск

«Выиграть за счёт интеллекта»

Как одержать победу в бою за счёт интеллекта и хитрости? Как не принимать на себя удары во время схватки? Этому научит капоэйра! Познакомиться подробнее с этим бразильским боевым искусством нам помог руководитель школы ABADACapoeiraв Екатеринбурге Самвел Арташян.


Дмитрий Трубников: В чём заключается специфика тренировок?

Самвел Арташян:В капоэйре всё немного поставлено с ног на голову. Как и внешне, так и внутренне. Если в каратэ учат сначала драться, наносить удары, а потом уже обращается внимание на то, что есть и партнёр и нужно с ним взаимодействовать. У нас же наоборот – сначала учат двигаться, контактировать с партнёром. Но есть определённый уровень - graduadо. Это 5 – 6 лет занятий. С этого момента можно бить уже, как хочешь. Если два капуэриста в Бразилии решают работать прямо в полный контакт, то никто не имеет права их остановить. У нас в Европе такое редко бывает, но тоже возможно. В некотором смысле это бои без правил, но это далеко не сразу. Сначала люди учатся двигаться, взаимодействовать, думать, понимать соперника. Серьёзный акцент делается на то, чтобы уйти от ударов и не принимать их на себя. Раньше капоэйрой занимались уличные бандиты, хулиганы и применялась техника именно для того, чтобы выбраться из переделки целым, по возможности – обхитрить оппонента, выиграть за счёт интеллекта.

ДТ: Получается, первые годы проходят с умеренным контактом?

СА:Да, больше техники. Но если начинающие решат друг друга поколотить, никто тоже не остановит. У нас редко это бывают. У нас занимаются интеллигентные люди, студенты. Два человека выходят, играет ритм. Партнёры двигаются в этом заданном ритме, но в рамках него вы решаете, что делать. Можно красиво подвигаться, выполнить акробатические элементы, если вам захочется обострить – это Ваше право.

ДТ: Расскажите про поясную систему.

СА:Бразилия – страна бедная. Там школ Капоэйры - огромное количество. Наша школа ABADACapoeiraсамая большая в мире. Могу рассказать о нашей школе. Наша система по количеству корд (поясов) практически совпадает с другими. Например, в каратэ – 18 поясов, у нас - 17, в армии званий тоже 17. Везде градации, что удивительно, примерно одинаковые. Шесть первых поясов – ученические. Следующие три – градуадо. Более продвинутый уровень. Далее два пояса – инструкторские. В Бразилии – это те люди, которые могут тренировать. У нас, поскольку таких нет, то занятия проводят градуадо. Далее идут пояса – профессор и местре (мастер). Как и у всех, у нас есть основатель школы – Местре Камиза. Человек пришёл, ему дают светлую верёвочку, год отзанимался, проходит экзамен. Отдельно сдают взрослые, отдельно дети.

ДТ: Возможно ли начать заниматься капоэйрой взрослому человеку?

СА:Капоэйрой занимаются и в 70 лет, но это уже адаптированный вариант. Если человек приходит в 40 лет, он обязательно научится многому, но двигаться, как те, кто занимается с 16, будет уже сложно. Всё равно присутствует нагрузка на колени. Но поэтому и существует специализированный вариант для взрослых: если где-то тяжело – можно немного отдохнуть. Детей конечно больше, как и в любых единоборствах. Примерно 40% девочек и 60% мальчиков.

ДТ: А что обычно хотят получить от занятий капоэйрой взрослые люди?

СА: Если человека сорока лет заставить делать то, что должны выполнять шестнадцатилетние юноши, это будет неправильно, неполезно и для сердца и для суставов. Есть своя специфика. С моей точки зрения, капоэйра - это отличная психотерапия, позволяющая раздвинуть свои границы. Особой высокой философии в капоэйре нет, но к нам приходят люди, которые через какое-то время начинают раскрепощаться, чувствовать себя гораздо легче. Становятся более раскованными. Этому благоприятствует атмосфера на тренировках, разрешено шутить, общаться. А что касается нагрузки – она должна быть очень разумной.

ДТ: Что капоэйра даёт юным бойцам?

СА: Вопрос конечно в тренере. Однажды к нам приехал бразильцы и португалец. Как раз он и вёл тренировки у детей. У него спросили: «Ну как тебе?» Он был удивлён, что у нас стояло 100 детей и все сразу и быстро выполняли команды. У них такого нет, там всё построено на игре, на общении. У нас всё-таки есть момент применения дисциплины. В России цели не столько развлечь детей, сколько научить. У самых юных детей тренировки представляют собой ОФП по мотивам капоэйры. А с ребятами постарше уже изучаем больше техники. Родители самообороны не ждут от нас, хотят, чтобы дети умели хорошо двигаться, занимались акробатикой. В капоэйре применяются различные гимнастические, акробатические элементы во время игры с целью показать преимущество. Например, я переиграл своего соперника, но вместо того, чтобы добить, лучше сделаю сальто. И будет понятно, что я этим обозначил преимущество. Важен момент, в который будут уместно сделать то или иное действие.

ДТ: Расскажите, как проходят соревнования по капоэйре?

СА: В России проходят всероссийские турниры. Но наши ученики ездят в Европу на открытые турниры. Неплохо выступают. На соревнованиях учеников разделяют по поясам. Понятно, что у человека, который прозанимался 6 лет мало шансов против того, у кого опыт 20 лет. Сейчас девочки выступают отдельно от мальчиков, а раньше разницы не было, все были вместе.

В капоэйре есть несколько видов игры. Самая известная - та, где применяется много ударов, называется Саубенту. Есть ещё игра, называющаяся Иуна, в ней используется много элементов акробатики. Она не столько боевая, сколько показательна. Есть ещё игра Бенгела, она больше на понимание игры. Участники разбиваются на четвёрки. И мы друг с другом играем эти три вида. С одним – одну, с другим – другую, с третьим – третью. Двое, набравших большее количество очков из нашей четвёрки, проходят в следующий этап. Там формируются новые четвёрки, и так пока в финале не останется 4 человека. Бразильцы – хитрые ребята, их задача, чтобы как можно больше участников получили радость от участия, поэтому я могу не выиграть турнир, но получить приз за лучший результат в одном из видов игры, или стать лучшим среди своих поясов. Также помимо техники рук, ног, гибкости, ты должен уметь играть на инструментах. Такая специфика позволяет людям со временем расслабляться на тренировках, отвлекаться от забот. Это очень хорошо в наше время. Особенно для старших учеников.

ДТ: А как Вы пришли в капоэйру?

СА: Я с детства занимался единоборствами, потом в 90-х занимался в подвалах, и настал момент, когда понял, что мне не нужна дикая физподготовка, а хочется больше техники, да и здоровье уже соответствовало возрасту, и жизнь стала мне шептать: «Капоэйра… Капоэйра…». То книжка попадётся, то фильм. Сейчас сложно вспомнить, как я попал в группу энтузиастов, которые начинали заниматься здесь в Екатеринбурге. Но как-то попал.

ДТ: Какие у Вас планы на будущее?

СА: Этим летом есть серьёзная задача – открыть отдельную школу со своим помещением. Если получится, то это решит много проблем. Там можно запускать отдельные спецкурсы, например по акробатике, офп. Да даже просто можно будет проводить больше тренировок.

ДТ: Самвел, мы желаем Вам реализации Ваших больших перспектив!

28 июня 2017